Невозможно описать историю Великолепного века словами. С одной стороны, это блестящая жизнь, с другой — жизнь полная предательства и лжи. Меняющие прошлое и творящие настоящие могущественные Султаны, Визири и Хасеки. До нас дошла любовная история ставшая легендой, красивой сказкой, пробуждающей у людей желание окунуться в эту эпоху.

И двое искателей приключений, позаимствовали из книг образы, облачили их в роскошные одежды и перенесли в 21 век. Влюбленная в историю писательница Мераль Окай и продюсер, обожающий творить невозможное, Тимур Савджи подарили нам «Великолепный век», сериал о неугасимых страстях и смертоносных амбициях.

Подготовки к съемкам сериала «Великолепный век»

В 2008 Мераль Окай поделилась своей идеей создать исторический сериал о жизни Османской
Империи в период Великолепного века с Тимуром Саваджи. И загоревшиеся оба этой идеей,
прибывая в плену романтических настроений они решили попробовать, не осознав сразу за что взялись. По словам продюсера, выбирая название для сериала он понимал, что «Великолепный век» звучит очень претенциозно, но ничего иного в голову не приходило.

Начать работу было совсем не просто — создать с нуля проект, о котором бы говорили все, лишь на основе написанной на бумаге истории. Многие предполагали, что подобного рода проект не осуществим, тем более в Турции, и заведомо обречен на провал. Мераль Окай, как сценарист, могла потерпеть фиаско и на долгие годы остаться без предложений. А продюсер рисковал своими весьма не малыми финансовыми вложениями. (На данный момент приблизительный бюджет первых двух сезонов составил 4 000 000 турецких лир.) Многие считали, что от такого проекта стоит держаться подальше, ведь за подобное никто в Турции раньше не брался. Тимур Савджи решил, что нужно либо идти на риск, либо продолжать стабильную, ничем не примечательную жизнь. И два энтузиаста рьяно взялись за работу, как любой турок с одной лишь мыслью — «я это сделаю» и друзьями которые разделили их мечту. Продюсер Тимур Саваджи, работавший ранее над такими проектами как «Всё о Мусафе», «Если бы я стал облаком» и «Горькая любовь», был захвачен историй которую создала Мераль Окай. Он предоставил неограниченные финансы для съемок сериала «Великолепный век» и работа закипела.

«Великолепный век» не докмнтальный сериал, но он показывает зрителям историю не изменяя
настоящих исторических событий, не отклоняясь от реального прошлого, не искажая и не нарушая его.

Работа предстояла сложная, так как сведений об этой эпохе осталось крайне мало. В имеющихся книгах, за исключением работ некоторых известных историков или исторических романов, нет никаких сведений о том, как именно происходили эти события и как вели себя люди. На каждое событие у всех есть собственный взгляд. Венецианские и французские послы в своих отчетах говорят одно, историки как иностранные так и турецкие — совсем другое. Получается путаница.

На протяжении года, создатели сериала еженедельно по несколько часов работали с историческими консультантами. Это было очень важным в период написания сценария. На этом этапе информация собиралась по крупицам и складывалась в одну общую картину. Каждую неделю Мераль Окай приходила к историкам, задавала вопросы, которые раньше никто не задавал, получала взбучку и возвращалась обратно. Ей постоянно объясняли что «так нельзя», этого «быть не должно», здесь «нужно исправить». Создатели сериала обсуждали с профессорами-историками спорные моменты на протяжении года. И историки проявляли понимание, шли на компромисс предлагая альтернативные решения той или иной задачи поставленной сценаристом. Так в сериале «Великолепный век» появились портики и балконы, ведь в реальной жизни вход в гарем был закрыт для всех и увидеть семью Султана было не возможно, а сценаристу хотелось что бы её персонажи могли где то встретится и перекинуться взглядом. Всё таки телевизионный сериал не требует исторической доскональности.

Вторым важным этапом было создание декораций. Большинство сцен сериала проходит в первой резиденции Османов — дворце Топкапы, построенном Мехмедом II в 1466-1478 годах, на том месте, где мегарский правитель Байзас в 7 веке до н.э. основал первый город. Дворец Топапы — величайшее наследие Турции, каждый уголок здесь дышит историей. И все актеры посещали его перед началом работы в сериале, что бы почувствовать и напитаться энергетикой того времени.

Создание декораций с нуля, это очень дорогостоящая работа. Разработкой и постройкой декораций занимался художник-постановщик Зафер Кнйылмаз и приложил к этому очень много сил. В Турции впервые для сериала был выстроен огромный павильон. Отстроенный дворец практически идентичен оригиналу. Декорации установлены на открытой площадке площадью приблизительно 3000 кв м. А дворцовая часть — это около 5000 кв м крытого пространства. Кроме того, был воссоздан в декорациях целый район Стамбула. Декорации залива Золотой рог воссозданы примерно на 3600 кв м, так же базар, площади и улицы. Если бы на съемочную площадку привели туристов, они почувствовали бы, что гуляют по историческим местам.

Создатели фильма рассказывают, что после первого этапа постройки декораций они действительно испугались, осознав всю грандиозность задуманного ими проекта. Их начал терзать вопрос — а получится ли? Подобные вопросы и переживания держали всю съемочную группу в тонусе и они, не смотря ни на что, верили в успех проекта, подобного которому ещё не было.

Создатель декораций Зафер Кнйылмаз оказал сериалу ещё одну неоценимую услугу. Именно он
рассказал режиссерам братьям Тайлан о подготовке грандиозного проекта. Ягмул и Дурул Тайлан поистине считаются мастерами своего дела и одними из самых талантливых режиссеров Турции. За их плечами десяток фильмов и множество удивительных рекламных роликов.

Братья были хорошо знакомы с продюсером сериала Тимуром Саваджи, но никогда не работали вместе. Узнав о подготовке к съемкам сериала «Великолепный век» они очень заинтересовались и связавшись с продюсером рассказали, что в 2006 году уже режиссировали исторический фильм «Ankara cinayeti», повествующий о временах второй мировой войны, а два года назад участвовали в проекте по истории Османской империи и имеют опыт подобной работы. Тимур Саваджи тут же отправил им для ознакомления пилотный сценарий, который в то время содержал всего лишь 4 серии. Сценарий был прочитан режиссерами за ночь и уже на следующий день они присоединились к команде работающей над сериалом «Великолепный век».

По общему признанию братья Тайлан приложили много усилий для работы над проектом их трудолюбие, решительность и старание ни с чем не сравнится и с их приходом в работе над сериалом наметился резкий подъем.

Съемочная группа сериала не хотели создавать нудятину и тягомотину. Для создателей было очень важным, что бы фильм вызывал понимание, сопереживание и симпатию а рассказ о периоде Османской Империи получился ярким.
Даже для самой маленькой сцены приходилось работать по несколько часов. Ведь, второй план нужно оформить в соответствии с 16 веком. Иногда команде сериала самим приходилось изобретать способ изготовления какого-то аксессуара, мебели, ружья, да чего бы то ни было. Например, мастера по меди в два счета не сыщешь, а изготовление конской сбруи и сёдел — устаревшее мастерство от которого мало что осталось.

Авторы фоновой музыки сериала, мастера своего дела один искуснее другого. Музыку к сериалу писали три человека Фахир Атакоглу, Сонер Акалын и Айтекин Аташ. На сколько это возможно, они старались выбирать инструменты которые близки тому периоду. Речь идет в первую очередь о гаремной музыке, которая исполняется в гареме и на празднествах.

Монтаж «Великолепного века» отличается от монтажа других сериалов, так как приходится
внимательно обдумывать каждую деталь, ведь за сериалом следят миллионы и работа монтажера у всех на виду. Для 1,5-миутной сцены с участием 5 актеров, снимается 45 минут видео материала. Перед началом монтажа, отсматривается весь отснятый материал, выбирается какие актеры сыграли лучше, какие реакции персонажей нужно показать чтобы раскрыть сцену.

Сложно было и с костюмами. О том, что носили в то время в Европе, есть много работ и можно увидеть наглядно, например на картинах, а о османских платьях той эпохи сведений практически нет. В музеи Топкапы конечно имеется зал с одеждой Султанов и именно к ней, как к первоисточнику, постоянно обращался художник по костюмам Серад Башбуг. Он изучил все костюмы относящиеся к тому периоду, адаптировал, сделав приемлемыми для современности и показал их в кадре под кинопрожекторами с лучшей стороны. Если бы костюмы делались по точным копиям имеющихся одежд Османов, оставаясь верными их формам, виду корон, чалм, головных уборов и халатов, то было бы не так сложно. А изготовление по новым эскизам, постоянно изменяя крой и подгоняя по фигуре, больше походило на работу в ателье методом проб и ошибок.

Для сериала были сотканы специальные ткани с османским орнаментом, оттиснутым на бархате, которые комбинировались с обычными материалами купленными на рынке. Новые костюмы делали для каждой серии, создавались костюмы для новых персонажей и производство ни на минуту не останавливалось.

Все ювелирные украшения уникальные, настоящие и очень ценные. Есть сцены где на актерах
надето украшений на несколько тысяч долларов.

Одним из самых захватывающих моментов в работе над сериалом было начало костюмированных репетиций и съемки тизера. Коридоры павильона словно ожили. Все актеры в один голос говорят, что надев костюмы и украшения они испытали особое чувство, перевоплотившись в своих героев и словно на машине времени отправились в 16 век.

Актеры сериала «Великолепный век»

Сериал великолепен не только своими сценарием, декорациями, режиссерской и операторской
работой, но и красивыми актерами, придавшими сериалу неповторимый шарм и очарование. Все они попали в сериал совершенно разными путями.

Халит Эргенч

Первым актером, приглашенным работать в сериале, стал Халит Эргенч. Сценарист Мераль Окай рассказывает, что он был приглашен на эту роль когда ещё ничего не было. «Первое что у нас в голове было четко определено — Кануни должен играть Халит Эргенч. Сценария не было, а Халит уже был»,- говорила в интервью Мераль Окай. Суть проекта ему объяснили на словах и актер без раздумий согласился, посчитав это предложение большим счастьем для себя. Полтора года он ждал начала съемок не соглашаясь на участие в других проектах. В работе над ролью Сутана Сулеймана, актер перечитал много книг и исторических документов, брал уроки боя на матраках и уроки верховой езды. Он считает для себя эту роль одной из самых важных в его жизни.

Селим Байрактар

Второй актер который был определен ещё до окончания работы над сценарием, это Селим Байрактар, исполнитель роль задорного и такого очаровательного гаремного аги, Сюмбюля.

Небахат Чехре

Красавица, обладательница титула «Мисс Турция», Небахат Чехре, вернувшаяся к съемкам после долгого перерыва, в тот год решила ни в каком сериале не сниматься. В предложенных её ролях не было разнообразия и каждая последующая роль была похожа на предыдущую. Актриса устала топтаться на месте, играя всё время одно и тоже. Но отказаться от работы в сериале повествующим об исторических событиях была просто не в силах. Она поверила в этот проект как и его создатели.

Сельма Эргеч

Популярная актриса и модель Сельма Эргеч, можно сказать сама напросилась в сериал. Её всегда интересовали проекты в которых занят Халит Эргенч. Они никогда не работали вместе, хотя и имеют одного театрального агента, но актрисе всегда казалось, что проекты в которых участвует актер очень интересные и на съемочной площадке царит благодушная атмосфера. Она сделала то, чего не делала никогда раньше — попросила своего театрального агента узнать не найдется ли для неё роли в этом сериале.

Нур Айсан

Нур Айсан, посчитала для себя большой удачей предложение принять участие в кастинге исторического сериала и после первых пробных кадров, создатели «Великолепного века» поняли, что она как ни кто иной подходит на роль матери наследника Османской империи, жены Султана Сулеймана, своенравной и жесткой албанки Махидевран.

Мерьем Узерли

Всё шло хорошо, но не было главного персонажа — Хюррем. Все понимали, что найти Хюррем будет очень сложно и это одна из самых больших проблем сериала. Хюррем очень весомый исторический персонаж. Иноверка, прибывшая в Стамбул не по своей воле, однажды стала управлять великой империей. Создатели сериала хотели найти на эту роль новую, не примелькавшуюся актрису, которая заставит всех поверить, что она и вправду Хюрем.

На протяжении долгих семи месяцев они с упорством искали подходящую актрису в России, Румынии, Турции и европейских странах где есть турки, или актеры которых можно обучить турецкому языку. В каждой стране работал отдельный директор по кастингу, а в Турции даже несколько: на севере на юго-востоке, в Анатолии и районе Эгейского моря, но так и не удавалось найти актрису способную поразить всех. Со временем дошло до того, что агенты по кастингу стали приставать к любой красивой девушке на улице с вопросом не думала ли она стать актрисой. До начала съемок оставалось не больше недели, а Хюррем, которая задела бы за живое съемочную группу так и не было.

Предварительно утвердив на роль турецкую актрису Ойку Челик, съемочная группа продолжала поиски актрисы на главную роль.

Сделав всё возможное, Тимур Саваджи попросил помощи у своей подруги в Германии, которая много лет помогала ему с кастингами. Она то и предложила немецкой актрисе с турецкими корнями Мерьем Узерли попробоваться на эту роль. Сначала актриса сказала, что это скорее всего невозможно, её просто выгонят из-за её ужасного знания турецкого языка. В свою очередь продюсеры сериала, посмотрев фото и короткое видео с актрисой, предложили ей приехать для личного знакомства, так как боялись, что фотографии могут быть обманчивы. И Мерьем, не занятая в это время ни в каких проектах, всё таки поехала в Стамбул.

Создатели сериала встретились с актрисой вечером в кафе, пробеседовали несколько часов, а режиссеры сняли пробное видео. Именно тогда все поняли, что Хюррем нашлась! Но всё произошло так быстро, что съемочная группа сама не верила в свою удачу и было принято решение пока ничего не сообщать актрисе. В душе продюсера зашевелился страх — готова ли молодая актриса к такому предложению и согласится ли на переезд. Через несколько дней, Мерьем Узерли предложили вернуться в Берлин и собрать вещи,- «Это на долго, подумай сможешь ли ты тут жить. Мы не можем назвать сроки, но если нам улыбнется удача, это может быть на несколько лет»,- сказал актрисе продюсер. И когда Мерьем согласилась, у всех на душе стало спокойнее. Можно сказать, что в последние минуты, сериал, до начала съемок которого оставались считанные дни, был спасен.

Начав работать в Турции, Мерьем Узерли по началу впала в депрессию. Её жизнь перевернулась за 48 часов — неизвестный язык, не знакомая страна, новые люди. Пережить этот переломный момент помог актрисе режиссер Ягмул Тайлан, отучившийся 6 лет в медицинском институте и 4 года в интернатуре он имеет диплом психолога. Актриса погрузилась в работу над фильмом с головой. Пару дней проработав над ролью, она стала звездой экрана и меньше чем через месяц, актрису начали узнавать на улице.

Позже в своем интервью Мераль Окай скажет, что никто кроме Мерьем Узерли не смог бы сыграть Хюррем и она не видит никого другого в этой роли.

Начавшиеся в 2009 году съемки сериала «Великолепный век» и по сей день заставляют актеров и съемочную группу жить в 16 век. А зрителей уноситься в мечтах в ту эпоху, во времена роскошных дворцов и дорогих украшений. 5 января 2011 года сериал стартовал на турецком телевидении, а 14 января 2012 года начался официальный показ сериала в России на телеканале «Домашний».

«Великолепный век» заворожил зрителей с первых кадров и пробудил интерес к истории Турции и поголовную любовь ко всему османскому. Создатели и актеры сериала счастливы что заставил зрителей заинтересоваться историей, правлением и деятельностью Сулеймана Кануни. Это одна из лучших сторон этого проекта.

5 комментариев

  1. 1-25-2013

    я хочу папасть сериала мне очинь нравится сериаль

  2. 4-19-2013

    Сериал просто супер огромное желание смотреть его каждый день и чтобы он шол ВЕЧНО!

  3. 6-18-2013

    Возьмите меня в сериал….не пожалеете! Я не профактрисса, но я украинка и знаю роль Хюррем)

    • 9-21-2013

      Мы не сможем попасть в сериал мы обычные можешь даже не надеятся

      • 8-27-2014

        вы правы ….туда попадают только те люди которые очень известны ..а на эти коменты им глубоко пофиг извините за такую грубость,но что есть то есть…Вы правы мы обычные может в нас и есть какой то талант,но никто не хочет расскрывать этот талант ..И талант этот видим только мы сами)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *